Одаренные дети

     

Характерное отличие всех вундеркиндов - умственная активность, иначе говоря, стремление к познанию. Психологи установили, что способности развиваются из задатков при одном обязательном условии: деятельность, которой занимается ребенок, обязательно должна быть эмоционально-положительной, т. е. переносить радость. Есть радость от какой-либо деятельности – задатки развиваются, превращаясь в способности, нет радости от умственной деятельности – способностей не будет. От безрадостных и утомительных занятий можно ждать "десятки", похвалы, даже знаний, не будет только главного – способностей.

            Способности ребенка развиваются только в любимой деятельности, а значит, длительные дополнительные занятия, проводимые без желания ребенка, как правило либо бесполезны, либо вредны, т. к. принуждение к деятельности вызывает у ребенка дополнительные отрицательные эмоции по отношению к ней. Отметки, особенно в начальных классах, не характеризуют способности ребенка. Старательная и аккуратная девочка может получать в начальной школе десятки, но остаться не способной, потому что никакого удовольствия от чтения и от решения задач не испытывает. Самое главное – начинать учить ребенка надо с радости познания, только на этом фоне можно развивать способности. Конечно, это не значит, что в учебном процессе должны совершенно отсутствовать элементы и обязанности. Но начало, когда организованная умственная деятельность только начинается, обязательно должно быть интересным и радостным для ребенка.
            Возникает вопрос: если все определяется познавательной потребностью, почему она есть только у одаренных детей? Ведь познавательная потребность в достаточной степени дается всем без исключения детям (кроме случаев тяжелых врожденных и приобретенных патологий). И если способности надо развивать, то познавательная потребность – дар, которым награжден каждый. У одаренных детей, благодаря ярко выраженной потребности в познании, связь радости и умственного труда очень тесная. Практически любая умственная деятельность доставляет им огромную радость, и их способности активно развиваются. Таким образом, дети становятся одаренными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа, сколько потому, что сумели в большей степени реализовать себя.
Обучение одаренных.
Основной вопрос – чем должны отличаться программы для одаренных от обычных учебных программ.
            Ускоренное обучение. Вопросы темпа обучения являются предметом, давних, до сих пор не утихающих споров как среди психологов, так и среди педагогов и родителей. Многие горячо поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение – это односторонний подход к детям, с высоким интеллекта, т. к не учитывается их потребность в общении со сверстниками, эмоциональное развитие.
            Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожа на тот случай, когда нормального ребенка по ошибке помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников в самых разных проявлениях, и спустя какое-то время его поведение будет похожим на поведение всех остальных в классе. Он начинает подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующее ожидание учителя.
            Все специалисты сходятся в том, что ускорение должно быть для одаренных детей. Для этого надо:
1)      дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;
2)      необходимо согласие родителей, но не обязательно их участие;
3)      ускорение – наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и с одаренностью к иностранным языкам.
            Младший школьный возраст - период впитывания накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивые, подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому с чем они сталкиваются. У младших школьников каждый из отмеченных способностей выступает, главным образом своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста. Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем.
      Обогащение обучения. В некоторых случаях обогащение подразделяется на «горизонтальное» и «вертикальное». Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, по этому его иногда называют ускорением. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам. Большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно. Обогащение познавательных процессов. Ориентировано на развитие самих умственных процессов учащимися (шахматы, математические и логические игры, моделирование жизненных ситуаций с привлечением компьютерных игр и т. д. ).обогащающее обучение может быть специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник как мозговой штурм, синектика и т. д.
      Существуют программы обогащения, ориентированные на дополнительный материал и более сложное содержание, направленные на увеличение знаний в конкретной области и развитие умственных операций. Примерами таких программ являются учебные миникурсы по темам, проблемам или отдельным навыкам ( например – антропология, мифология, голография и т. д.).
      Корректирующие, развивающие и интерактивные программы. Первые программы создаются для одаренных детей, которые испытывают эмоциональные или поведенческие трудности. Развивающие создаются для улучшения состояния эмоциональной сферы, в них используются такие упражнения, как ролевой тренинг, тренинг сензитивности и т. д. Интерактивные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Американский педагог Дороти Сиск, например, полагает, что обсуждение жизненных ценностей важно для одаренных детей из-за их высоко развитых умений рассуждать, повышенной чувствительности к несправедливости и противоречиям.
Если у вас одаренный ребенок.
Отличительные особенности одаренных детей.
  •       Их отличает высокий энергетический уровень, спят они меньше обычного.
  •       Моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей;
  •       Они остро реагируют на все происходящее в окружающем мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет;
  •       Могут следить за несколькими процессами одновременно;
  •       У них отличная память, раннее языковое развитие, которые помогают им накапливать большой объем информации и активно использовать ее в общении;
  •       Большой словарный запас, к тому же они любят и могут изобретать собственные слова;
  •       Предпочитают часто сами длительно искать ответ на интересующий вопрос и не всегда воспринимают ваше, уже готовое решение;
  •       Повышенные математические способности в вычисление и логике;
  •       Способны сконцентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросают то, что показалось понятным и наскучило;
  •       Они часто обладают богатой фантазией и воображением;
  •       Им не достает энергетического баланса, они не терпеливы и порывисты;
  •      Хорошо развито чувство юмора, они любят смешные не соответствия, игру слов, шутки, могут до слез смешить других, гримасничая и подражая взрослым;
  •       Для них характерна порой бесшабашная смелость или наоборот, преувеличенные страхи и повышенная чувствительность к неречевым сигналам окружающих;
  •       Не редко негативное самовосприятие способствует возникновению у таких детей трудностей в общении со сверстниками.
 НЕСКОЛЬКО РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ.
          Вопросы. Не отмалчивайтесь под шквалом бесчисленных вопросов, поскольку в поиске ответов дети очень настойчивы. Здесь важно проявить терпение и честность. Серьёзные вопросы и высказывания ребёнка необходимо воспринимать всерьёз.
          Интерес. Не бойтесь позволять ребёнку играть со всяким хламом. Разрабатывайте практические эксперименты, чтобы помочь ему побольше узнать, побуждайте фантазировать и придумывать всякие истории, снабжайте книгами и материалами для любимых занятий. Помогайте находить привлекающие его внимание телепрограммы. Берите в поездки по интересным местам.
          Самостоятельность. Верьте в здравый смысл ребёнка и максимально ему доверяйте. Поощряйте любые проявления самостоятельности. Установите для ребёнка разумные поведенческие правила и наблюдайте за тем , как он их выполняет. Позволяйте принимать участие в планировании семейных дел и занятий. Помогайте строить собственные планы, побуждайте стремление находить проблемы и попытки самому решить их. Помогайте ребёнку стать личностью.
          Забота. Демонстрируйте ребёнку , что вы его любите таким , какой он есть, а не за его успехи. Никогда не говорите , что он хуже других. Каждый день находите время, чтобы побыть с ребёнком наедине. Регулярно читайте ему книги и обсуждайте их содержание, приучайте его к чтению с малых лет. Никогда не наказывайте ребенка  унижением и не дразните за ошибки. Напротив, почаще хвалите за выученные стихи, рассказ или песню, поощряйте любое его достижение, но вместе с тем  не хвалите беспредельно и неискренне. Развивайте позитивное восприятие им своих способностей.
           Общение. Приучайте ребёнка свободно общаться с детьми из разных социальных  и культурных слоёв, со взрослыми любого возраста. Приучайте его искать информацию не только в  литературе, но и в общении с другими людьми. Знайте, если ребёнок  слишком увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он  не нашёл себе равных среди сверстников. Помогите ему в этом.
          Деятельность. Предоставьте ребёнку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий. Оформите специальное место, на котором он может демонстрировать свои работы. Не ругайте за беспорядок в его комнате или на его столе – может, он ещё не закончил воплощение своих фантазий. Побуждайте ребёнка заниматься всем тем, что способствует обогащению его опыта.
          Чтение. Большинство одарённых детей очень много читают. Для них не является таким уж необычным одновременное чтение нескольких книг. Однако множество интересующих их тем иногда мешает им сделать правильный выбор в пользу тех дел и занятий, на которые в данный момент хватит времени и сил. Конечно, энергия и степень интереса у одарённых детей гораздо выше, чем у их обычных сверстников, но им не стоит замахиваться на то, что пока не под силу, чтобы избежать разочарования .Следите за последовательностью и избирате6льностью выбора книг ребёнком, помогайте ему постепенно накапливать знания по какой-то теме или интересующей проблеме.
            Эмоции. Очень важно сохранять в ребёнке эмоциональную стабильность и уверенность в своих силах. Постарайтесь создать безопасную прочную психологическую базу в его творческих полётах, которая помогла бы справляться с разочарованиями и сомнениями, связанными с неудачами и ошибками. Мягко подбадривайте, если он вдруг загрустил или потерял веру в свои возможности .Находите слова в поддержки в его новых творческих начинаниях, избегайте критиковать первые опыты ,какими бы неудачными они не были. Отнеситесь к ним с вниманием - ведь он делает это не только для себя, но и для себя. Помните, что теплота и ласка, которым окружён ребёнок, лежат в основе привязанности к вам, поэтому не скупитесь на чувства.
           Развивайте эмоциональную чувствительность ребёнка, побуждая его отвечать на следующие вопросы:
           -«Что ты сейчас чувствуешь?»
           -«Как ты себе это представляешь?»            
           -«Что ты чувствуешь по отношению к этому человеку (событию)?»
         В заключение хотелось бы предложить универсальное упражнение, предложенное известным исследователем Блумом. Оно поможет развить мышление вашего ребёнка. Приведённая модель относится к весне, но может быть применима для любого времени года.
          Цель - обнаружение изменений в природе происходящих весной; формирование мыслительных навыков познания, анализ и синтез, сравнение и оценка.
Само слово «одарённый» вызывает довольно противоречивое отношение. Воображение подсказывает образ интересного, яркого, талантливого человека и в противовес - обычного, бездарного, со стандартным развитием и стандартной жизнью. Если всё же настаивать на так называемом термине «одарённые дети», то среди них есть те, кто достаточно рано обнаруживает свои яркие способности, и те , кто может проявить их довольно поздно в течение жизни, такие способности могут оказываться скрытыми (или незаметными) в детстве и проявятся в гораздо позже.
         Большинство специалистов подтверждают, что основной характеристикой потенциала человека является не выдающийся  интеллект, а внутренний мотив, движущий человеком. Часто люди, не обладающие выдающимися способностями, преодолевая собственные ограничения, целенаправленно решающие важную именно для них  задачу, оказываются более продуктивными, чем способные, но менее заинтересованные. В этой связи достаточно сложно ответить родителям на просьбу профориентации или школьной специализации ребёнка. Далеко не всегда тот вид  деятельности, в которой человек наиболее одарён, совпадает с его интересами, внутренним мотивом. Присматривайтесь к своему ребёнку, дайте ему возможность попробовать себя в разных сферах, расширить область его компетентности, позволить сделать максимально свободный выбор. Конечно, существуют специальные тесты способностей, но они могут только помочь обнаружить способности, сориентироваться в ситуации. Результаты специальных тестов иногда оказываются неожиданными для родителей, зачастую они не подозревают о действительном уровне развития ребёнка, удивляются, когда психолог начинает хвалить ребёнка и показывает им его успешные работы. Тема это требует отдельного обсуждения..
          Одарённые дети очень любопытны и не терпят ограничений своей  исследовательской деятельности. В них очень сильно стремление к познанию, поиску новой информации: если интересно, как устроена игрушка, значит, надо её разобрать. Они буквально забрасывают взрослых вопросами , и не всегда просто на них ответить. Кстати, именно способность задавать вопросы и видеть проблему там, где другие ничего особенного незамечают, - важнейшая характеристика одарённости.                  
         Многие одарённые дети обладают повышенной чувствительностью, часто им недостаёт эмоционального баланса. В раннем возрасте они очень  мало спят. Высокая активность воображения может порождать преувеличенные страхи.
         Важно выдержать баланс в отношении к тем способностям, которые проявляет ребёнок. Слишком высокая концентрация на теме способностей, высоких достижений при игнорировании других сторон личности ребёнка часто превращается в «гонку за достижениями»:ребёнок может решить , что его любить и ценят только за это. Одарённые дети нуждаются в поддержке взрослых не меньше, чем все остальные дети. Ребёнок может обладать высоким  IQ и при этом низкой самооценкой, и каковы будут его перспективы, зависит от взрослых. Конечно, не стоит создавать «тепличные условия»,чрезмерно опекая ребёнка. Однако его индивидуальные особенности развития требуют особого внимания со стороны взрослых.


Подняться наверхПодняться наверх