Аттестация педагогов

       

Диагностическая карта профессиональной подготовленности учителя

(Н.С.Вощенкова, кандидат педагогических наук, доцент, ректор Калужского института повышения квалификации работников образования)

 Для второй квалификационной категории предусматриваются следующие уровни компетентности ("знания" и  "умения")

№ п/п

Учитель должен знать

Учитель должен уметь

1

Основные    vзаконодательные      и нормативные        документы        по вопросам   образования   и   защите прав обучающихся

Реализовывать        требования        нормативных документов в своей практической деятельности

2

Содержание и структуру базисного учебного плана, его компонентов

Обеспечивать   реализацию   базисного   учебного плана

3

Основные положения современной дидактики   и   теории   обучения   и воспитания

Рационально использовать их в учебном процессе

4

Структуру        своего        учебного предмета по этапам обучения

Организовывать        процесс,        обучения        в соответствии      со      спецификой      учреждения образования

5

Понятийный            аппарат            и терминологию предмета

Грамотно   использовать   в   учебном   процессе понятийный   аппарат.   Развивать   у   учащихся умение   пользоваться   терминологией   учебного предмета

6

Цели обучения

Достигать  поставленных  целей  педагогической деятельности

7

Типологию уроков

Использовать     различные     типы     уроков     в зависимости от учебных целей

8

Формы и принципы планирования урока (ов)

Использовать      различные      формы      уроков, обеспечивающих        реализацию        принципов дидактики

9

Методы,              средства              и организационные формы обучения

Применять методы и приемы, обеспечивающие результативность     обучения.     Организовывать работу   учащихся    с    учебной    и    справочной литературой, схемами, графиками и таблицами, техническими       средствами        обучения       и оборудованием. Использовать различные формы организации урока

10

Формы оценки знаний,  умений  и навыков учащихся

Осуществлять     промежуточный     и     итоговый

контроль с использованием норм оценки.

11

Современные системы внеклассной работы

Планировать    и    организовывать    внеклассную работу по одной из систем

12

Возрастные     и     индивидуальные особенности учащихся

Создавать       комфортный       микроклимат       в

образовательном процессе.

Сохранять контингент учащихся.

Учитывать в ходе обучения психологический тип

учащихся, стиль учения и другие особенности

13

Содержание,    формы    и    методы проведения воспитательной работы

Формировать в процессе воспитательной работы социально      значимые      качества      личности обучающихся.    Осуществлять    индивидуальный подход к учащимся

14

Основную                        психолого-педагогическую    и    методическую литературу

Использовать      в      своей      преподавательской деятельности   рекомендации,   содержащиеся   в современной       психолого-педагогической       и методической литературе

15

Функциональные обязанности

Организовывать  собственную  деятельность:   1) оценивать  и   анализировать  ход  и  результаты своей деятельности;

2)        применять        ЭВМ        в        организации профессиональной деятельности. Организовывать познавательную и практическую деятельность учащихся и т.д.

 Для первой квалификационной категории предусматриваются следующие уровни компетентности ("знания" и  "умения")

Аттестуемый на первую квалификационную категорию должен владеть знаниями и умениями, предусмотренными пп. 1-15. Кроме того, он должен знать и уметь нижеследующее:

16

Теоретические                        основы

преподаваемого предмета;

историю    развития    и    методики

преподавания;

концепцию            предмета            и

образовательные     стандарты     по

предмету;

место и роль предмета в системе

общего среднего образования;

содержание предмета

Пополнять      профессиональные      знания      по

предмету.

Преподавать    с    учетом    различных    уровней

обученности и развития учащихся

17

Целостную    систему    организации образовательного       процесса       в учреждении образования

Строить    обучение    на    основе    современных педагогических технологий. Активно     использовать     дифференциацию     и мобильность образования как фактор создания возможностей     для     реализации     учащимися индивидуальных образовательных траекторий. Стимулировать  самостоятельность  учащихся   в учении

18

Современные средства обучения

Использовать электронные и экранные ТСО для классных и внеклассных занятий

19

Основные    положения    личностно ориентированного обучения

Применять   основные   положения   в   процессе обучения:

1)        учить учащихся ставить собственные цели
учения:

2)         согласовывать     цели     преподавания     с
целями учения учащихся;

3)        применять гибкие технологии обучения в
зависимости от возникающих на уроке ситуаций;

4)        адаптировать     материал     учебника     к
конкретной учебной ситуации;

5)        формировать   у   учащихся   общеучебные
умения и навыки

20

Технологию        диагностики        и мониторинга     уровня     овладения учащимися                        основными компонентами содержания базового образования,    уровня   развития    и воспитания

Владеть  методикой  проведения диагностики и мониторинга овладения учащимися основными компонентами содержания базового образования. Выявлять уровень развития личности учащихся, их достижений в получении знаний по ступеням обучения.

Формировать у учащихся умения самоконтроля и самооценки, самовоспитания и саморазвития

21

Теорию и практику коммуникации с детьми и взрослыми

Регулировать    процесс    общения,    эффективно строить   общение   с   различными   участниками образовательного процесса

 

3. Для высшей квалификационной категории предусматриваются следующие уровни

компетентности («знания» и «умения»)

Аттестуемый на высшую квалификационную категорию должен владеть знаниями и умениями, предусмотренными пп. 1-21. Кроме того, он должен знать и уметь нижеследующее:

22

Основные     тенденции     развития современной педагогической науки и практики

Осознанно     строить     ход     образовательного процесса   в    соответствии    с   тенденциями    и новациями педагогической науки

 

23

Новейшие   достижения   в   данной научной   области   и   методики   ее преподавания

В меру необходимого использовать в учебном процессе   современные   достижения   науки   и методики преподавания

 

24

Модель  педагогического  процесса как целостного явления

Реализовывать  системный  подход  к  учебному процессу, определять оптимальные структурные компоненты урока

 

25

Сущность                      современных образовательных технологий

Применять    оптимальное    сочетание    методов, средств   и   форм   обучения,   обеспечивающих высокую результативность учения Создавать     собственные     системы     обучения, повышающие эффективность учения Формировать   у   школьников   информационные умения,   т.е.    умения   поиска   и   переработки информации.

Применять      гибкую      структуру      урока      в зависимости от возникающих ситуаций •Применять     исследовательскую     и     опытно-экспериментальные      методы      обучения       и воспитания

 

26

Способы               интегрированного изучения смежных предметов

Широко использовать межпредметные связи для расширения   и   углубления   знаний   учащихся. Проводить            интегрированные            уроки, обеспечивающие  формирование  у  школьников целостной картины мира

 

 

                                                                                                             


Подняться наверхПодняться наверх