Безотметочное обучение

БЕЗОТМЕТОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Основные идеи

  1. Безотметочное обучение означает обучение на содержательно-оценочной основе.
  2. Оценке подвергаются процесс и результат учебно-трудовой деятельности учащихся и содержание деятельности педагога (методика обучения).
  3. Оценку осуществляет не только учитель, но и учащиеся. Необходимо оптимальное соотношение самооценки и взаимооценки учащимися и оценки учителем.
  4. Оценка оформляется в виде развернутых оценочных суждений.
  5. В процессе формирования способности учеников к оценочным суждениям осуществляется последовательный переход от внешней оценки учителя к самооценке учениками.
  6. Содержание оценочных суждений последовательно расширяется и углубляется.
  7. Процесс оценки должен быть понятен всем участникам образовательного процесса (педагогам, ученикам и родителям) и удовлетворять их потребности и ожидания.
  8. Оценка помимо мотивационно-стимулирующей, информационной и аналитической функций должна выполнять и прогностическую функцию, которая означает для учащихся «выработку» рекомендаций по самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию, а для педагога – совершенствование методики обучения.
  9. Оценке должна подвергаться деятельность каждого ученика на каждом уроке.
  10. Должны соблюдаться (выполняться) все основные требования к оценке:
  • объективность (независимость от настроения и отношения учителя к отдельным учащимся);
  • систематичность и регулярность (применение видов контроля предусмотренных образовательным стандартом и учебной программой: предварительного, поурочного, тематического, итогового);
  • оперативность (возможность оперативного «вмешательства» в процесс обучения, чтобы не допустить существенных отклонений от запланированного хода урока);
  • многоаспектность (оценке должны подвергаться не только формируемые знания, умения и навыки, но и качества, свойства личности, то есть степень достижения поставленных целей урока (изучения темы, раздела учебной программы, курса обучения в данном классе в целом). Оценка должна осуществляться в соответствии с требованиями образовательного стандарта, в котором указывается, что основными критериями оценки уровня учебно-трудовых достижений учащихся являются: технологическая грамотность (культура), технологическая и трудовая дисциплина (дисциплинированность), соблюдение требований безопасности, самостоятельность, творчество;
  • вариативность оценки означает как использование разных видов контроля, так и сочетание оценки учителем, самооценки и взаимооценки учащимися;
  • технологичность и инструментальность предполагают определение последовательности оценки процесса и результата учебно-трудовой деятельности участниками образовательного процесса и использование соответствующего методического инструментария, в качестве которого могут выступать тетради самооценки и методические рекомендации по их использованию в учебном процессе. 
  1. Содержание «Тетради самооценки» должно:

ü   предусматривать её использование не только при подведении итогов урока, но и на других его этапах;

ü  способствовать мотивации учения и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке (на различных его этапах); отражать динамику формирования опыта (знаний, умений и навыков) созидательной деятельности и преобразовательной деятельности на уроках трудового обучения;

ü  способствовать построению учащимися развернутых оценочных суждений, в которых отмечаются не только успехи и недочеты, но и возможные пути совершенствования своего «мастерства»;

ü  способствовать получению родителями представления о содержании трудового обучения в школе и успехах собственного ребенка (учебник, из расчета один –  на двух учащихся хранятся в кабинете).

 Основные идеи безотметочного обучения основаны на результатах педагогических исследований и экспериментальной деятельности в нашей стране.

                ВЕСТИ С УРОКОВ 

  Дерево успеха Мои индивидуальные достижения   Светофор  Портфолио


Подняться наверхПодняться наверх